Задача системы охлаждения двигателя – поддержка оптимального теплового режима работающего двигателя путем регулируемого отвода теплоты от наиболее нагревающихся деталей.
Охлаждение двигателя необходимо, так как при перегреве двигателя:
-
снижается мощность;
-
увеличивается расход топлива, уменьшается КПД;
-
быстро изнашиваются детали;
-
возможно “закипание” и быстрая поломка автомобиля.
Система охлаждения двигателя состоит из таких составляющих:
-
охлаждающая жидкость – тосол или антифриз, водяной раствор этиленгликоля с различными присадками. В отдельных случаях разово используется дистиллированная вода, но только на короткое время и только в летний период;
-
рубашка охлаждения – подсистема заполненная охлаждающей жидкостью, расположенная вокруг цилиндров двигателя, забирает тепло, выделяемое при сгорании топлива в цилиндрах двигателя;
-
радиатор – устройство, охлаждающее нагретую в рубашке охлаждения охлаждающую жидкость. В радиаторе циркулирует горячая охлаждающая жидкость, которая одновременно обдувается воздухом и за счёт этого охлаждается;
-
патрубки – трубы, соединяющие рубашку охлаждения и радиатор;
-
жидкостный насос – обеспечивает циркуляцию жидкости в системе охлаждения;
-
термостат – автоматический клапан, способствующий ускорению прогрева двигателя и регулирующий количество охлаждающей жидкости, проходящей через радиатор;
-
вентилятор – увеличивает скорость обдува радиатора атмосферным воздухом;
-
жалюзи – поддерживают тепловой режим двигателя;
Некоторые автомобили оснащают предпусковыми подогревателем, что облегчает запуск двигателя и замедляет изнашивание цилиндров и поршней.
Рекомендуется примерно раз в полтора-два года производить замену антифриза в системе охлаждения, сочетая это с промывкой системы охлаждения. Если этого не сделать вовремя, то вследствие загрязнения системы охлаждения возможно возникновение таких неполадок:
-
стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости стремится к красной зоне шкалы;
-
двигатель долго не прогревается на холостом ходу (нормальное положение стрелки температуры в середине шкалы должно достигаться за 10-20 минут);
-
жидкость в системе охлаждения “закипает”;
-
постоянно работает электровентилятор радиатора (он должен включаться время от времени);
-
плохо греет “печка”.
Диагностика неисправностей системы охлаждения двигателя направлена на выяснение конкретной причины неисправности данной системы. Основными причинами, приводящими к перегреву двигателя (что есть основной неполадкой системы охлаждения) являются такие:
-
недостаток охладительной жидкости в системе;
-
перегрузка двигателя (длительная работа на повышенных оборотах в районе “красной зоны”);
-
слабое натяжение ремня вентилятора и как следствие слабый обдув радиатора;
-
недостаточная производительность насоса;
-
неисправность термостата;
-
засорение трубок осадком;
-
заедание троса управления жалюзями или оси створок жалюзей;
-
отложение накипи или осадка в системе охлаждения.
Ремонт системы охлаждения двигателя может включать такие работы:
-
регулировка уровня охлаждающей жидкости (долив, замена);
-
регулировка ремня вентилятора на радиаторе;
-
ремонт водяного насоса (регулировка, очистка, замена);
-
ремонт термостата (прочистка, замена);
-
промывка радиатора;
-
химическую чистку системы охлаждения;
-
ремонт жалюзей радиатора (чистка, смазка, замена);
-
ремонт стыков и сочленений различных труб и агрегатов охладительной системы при протекании охладительной жидкости.
На СТО «Первый километр» выполняется полный комплекс работ по диагностике и ремонту системы охлаждения двигателя.