Если зимой, вдруг ни с того, ни с сего, в вашем автомобиле исчезло отопление, движок перегрелся, и манометр призывно встал на «красную» отметку, то виновен в этом, как принято считать, совсем не радиатор или термостат. Вся ответственность за эти далеко нелицеприятные последствия, ложится на небольшую и мало популярную запчасть, под названием, расширительный бачок системы охлаждения.
Бачок расширительный радиатора начали применять сразу после того, как отказались от водного охлаждения двигателя и стали повсеместно использовать различные смеси, такие, как тосол и иные жидкостные антифризы. В состав этих специальных охлаждающих средств входят различные вещества, 93% которых, составляет двухатомный спирт этилен- или пропиленгликоль. Нагреваясь, антифризовый спиртовой раствор имеет свойство очень сильно расширяться. И это естественно сопровождалось выдавливанием клапанов радиаторной крышки. Охлаждаясь, объём антифриза уменьшался.
И нагрев, и охлаждение в итоге приводили к перегреву движка. Автомобильные разработчики, выяснив причину, нашли очень простое и экономически выгодное решение проблемы. Они предложили конструкцию в виде небольшой канистры, которая сообщается с радиатором автомобиля через шланг. Это даёт возможность вывести воздух, открыв свободное движение для антифриза. Таким образом, в автомобилях появился бачок охлаждающей жидкости.
Он расположен так, что его середина находится на одном уровне с верхней радиаторной частью. Это даёт возможность расширяющемуся антифризу подниматься вверх радиатора и по шлангу попадать в бачок антифриза, используя принцип сообщающихся сосудов. Его заполняют охлаждающими смесями примерно на 93%.
Расширительный бачок различных моделей авто, расположен в моторном отсеке. Его изготавливают из белого пластмассового материала, дабы проще контролировать объём антифриза. Кроме отводящего шланга, расположенного на уровне с пробкой, бачок снабжён сливным шлангом и штуцером. Оба шланга резиновые.
Крышка расширительного бачка также изготовлена из пластмассы и имеет резьбу для закручивания. Также в бачке имеются два клапана: избыточного давления, который открывается при достижении отметки в 0,14 МПа, а также клапан разряжения, который при снижении давления в расширительном бачке от 0,002 до 0,01 МПа, впускает в него воздух. Крепится бачок с помощью ремня прямо к автомобильному кузову.
Однако любая запчасть рано или поздно выходит из строя.
Замена расширительного бачка требуется в случаях:
- при разрыве – происходит при сильном падении объёма антифриза;
- при образовании течи – чаще дефекты соединяющего шланга, реже – корпуса бачка;
- временном износе бачка – пластмасса твердеет и начинает растрескиваться;
- износился или засорился клапан крышки – проржавел, растрескался или забился.
Эти ситуации могут привести к разгерметизации всей охладительной системы, образованию воздушных «пробок» и как следствие, к перегреву движка, поломки его деталей и отсутствии зимнего подогрева. Чтобы этого не случилось, предусмотрительному автолюбителю следует заранее купить расширительный бачок, чтобы в любой момент остановиться и произвести замену.
Следует помнить, что если вы решили собственноручно произвести замену бачка, то это нужно делать только на холодном двигателе. Также строго воспрещается доливать холодный антифриз в охлаждающую систему. Это может вызвать растрескивание блочной головки, либо самого блока цилиндров.
Бачок расширительный, цена на который не так высока, как ремонт двигателя, помпы или замены патрубков, позволяет иметь его в наличии, производя самостоятельную замену, либо пользуясь услугами специалистов СТО «Первый километр».
Не пренебрегайте этой маленькой и такой необходимой деталью охлаждающей системы. И тогда авто будет всегда на ходу, у вас прекрасное настроение, а зимой в салоне будет тепло и уютно.